Реализация экономических интересов в частной и национальной денежной системе. Часть 1.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы исследования.
При жизни нашего поколения происходит ряд явлений, необъяснимых с точки зрения традиционной экономической теории. Постепенно одиночные парадоксы, отклонения и «неправильности» приобретают устойчиво повторяющийся характер, наблюдаются в многочисленных регионах, в различных социально-экономических и политических условиях и начинают настоятельно требовать теоретического осмысления.
В развитых странах последние 100-150 лет прошли под знаком подавляющего контроля централизованных национальных государств над экономической активностью общества посредством установления формальных и неформальных «правил игры» в виде законов и иных институтов. В результате ряд сфер экономической жизни был полностью монополизирован государством. В их числе оказалась и эмиссионная сфера: выпуск денег для использования их экономическими субъектами в качестве средства обращения, платежа, накопления и т. д. На современном этапе развития человеческого общества в экономике большинства стран преобладает денежная система, основанная на национальных валютах и государственной монополии на денежную эмиссию.
Одной из причин усиления государственного вмешательства в экономику в ХХ веке считаются участившиеся непредвиденные «провалы» рынка. Вместе с тем, мировой опыт свидетельствует, что наряду с ними возможны и «провалы» государства в экономике. Наибольший ущерб населению наносят просчеты государства в реализации денежной политики. Денежная система оказывается мощнейшим механизмом государственного воздействия на мотивы и стимулы деятельности хозяйствующих субъектов, в основе которых, в конечном счете, лежат денежный доход и максимизация его размеров. Экономический интерес каждого субъекта в условиях товарно-денежных отношений неизбежно приобретает денежную форму.
В связи с этим в современном мире реализация правительственных решений в денежной сфере, преследующих в основном экономические и политические интересы государства, зачастую оказывается не в состоянии удовлетворить экономические интересы большинства населения страны. Российская история 1990-х годов может служить свидетельством того, как просчеты государства в реформировании денежной системы страны негативно влияют на развитие национальной экономики и на денежные доходы населения.
Исследуя роль и функции современного государства, вопросы целесообразности и степени его вмешательства в экономическую жизнь, многие экономисты видят исключительно в действиях государства не только источник существующих неполадок, структурных диспропорций и негативных явлений в социально-экономической системе, но и единственное средство для их устранения. Зачастую при этом априори преуменьшается влияние частной экономической инициативы на развитие социально-экономической системы.
Поведение экономических агентов определяется институциональными рамками, в которых они действуют. В настоящей работе используется инструментарий современной неоинституциональной экономической теории. Неоинституционалисты считают, что усиление государства снижает эффективность рыночного механизма, и признают, что государство может порождать неэффективные институты, с помощью которых может присваивать значительную долю доходов общества. В то же время, когда возникает реальная опасность недопроизводства общественных благ, их часть может быть произведена в частном секторе.[1] Вышесказанное в полной мере относится к общественному благу «деньги» и к институту «денежная система».[2]
В системе экономических интересов общества государственно-бюрократический интерес – далеко не главный и не единственный. Каждое общество неоднородно по своей социальной структуре. Нормальное функционирование общества возможно при наличии социально-экономических условий, позволяющих каждой социальной группе воспроизводить и реализовать свой экономический интерес в денежной системе страны.
Денежная система – объективно необходимый элемент современной социально-экономической системы. Вместе с тем, следует учитывать относительную самостоятельность денежной сферы страны, ее взаимодействие с политической системой государства. Под влиянием изменений в социально-экономической и политической жизни общества неизбежны и изменения в денежной системе. Функции денег, структура денежной массы, законы денежного обращения и реальные формы их проявления эволюционируют. Для конца ХХ и начала ХХI века характерны существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности каждой страны и мирового сообщества в целом. В особенности эти изменения характерны для денежной сферы.
Целый ряд факторов[3] обусловливает необходимость более углубленного исследования характерных черт национальных денежных систем, основанных на государственной эмиссионной монополии, и их влияния на реализацию системы экономических интересов.
Концепция «бескомпромиссной объективности» денег как технически совершенного средства современного хозяйственного обмена, бесконечно ликвидного, свободного от субъективных ограничений, безразличного к экономическим интересам, нейтрального посредника рационального безличного рынка,[4] - безнадежно устарела.
Люди производят разные деньги для разных типов социального взаимодействия. Тенденция к универсализации денег сопровождается иной, прямо противоположной тенденцией к их дифференциации. Действиями людей порождаются новые, особые рынки, а также новые специфические денежные единицы, которые отличаются от всех прежде существовавших. При этом происходит переплетение официальной институционализации денег бюрократическими способами, их социального «одомашнивания» в рамках семьи и персонализации в межличностных отношениях.[5]
Утвердившись в развитых странах в XIX веке, эмиссионная монополия государства и присвоение им эмиссионного налога (сеньоража) казались затем многим поколениям чем-то само собой разумеющимся. Первое серьезное испытание эта система претерпела после 1918 года, когда экономический кризис по завершении Первой мировой войны, а затем и Великая депрессия 1929-36 гг. в силу недостатка официальных денег в обращении развитых стран вызвали к жизни тысячи эмиссий заменителей денег с разной степенью ликвидности. Явление приобрело массовый характер, но с преодолением кризиса в мировой экономике государства предприняли запретительные меры для прекращения эмиссий конкурентов.[6]
Согласно неоинституционалистской теории, обилие регулятивных норм ограничивает пространство социальных действий субъекта, лишая его свободы выбора и снижая эффективность использования ресурсов (будь то по причине административных барьеров или неформальных ограничений). Диссертант анализирует, как эта общая закономерность проявляется в случае исследуемого им института «частных денег».
В 1980-90-х гг. с приходом эры информатизации явление негосударственных денежных суррогатов было воспроизведено практически во всемирном масштабе. На первом этапе локальные денежные эксперименты охватили более 40 стран мира. Практически в любом крупном западном городе сегодня действует одна или несколько систем местных валют. Наиболее крупные системы местных валют (Бразилия, Аргентина, США, Великобритания) охватывают до полумиллиона участников. Электронные деньги, обладающие экстерриториальностью и резко снизившие издержки денежного обращения, стали с середины 1990-х новым этапом развития «денежного парадокса».
В результате развития и взаимовлияния двух волн денежных инноваций появился феномен частных денег, шагнувших через национальные границы одной страны и оторвавшихся от какой-либо национальной денежной единицы. Наиболее крупные частные системы эмиссии электронных денег имеют сотни тысяч (как российские системы Яндекс.Деньги и WebMoney Transfer и зарубежная система e-gold), а то и миллионы (как в американской системе Paypal) участников.[7]
Активно развиваются и такие виды денежных инноваций, как бонусные программы лояльности[8] (яркий пример – программа «аэромили» с десятками миллионов участников) и бартерные программы с участием собственных денежных единиц (пример – программа Бартеркард с сотнями тысяч участников в 15 странах мира).[9]
На взгляд диссертанта, именно интерес экономических субъектов по снижению трансакционных издержек (т.е. издержек, связанных с совершением товарообменных сделок и опосредующим их обращением денег) выступал главным, определяющим фактором эволюции форм и видов денег и основным критерием, в соответствии с которым преобладающая масса экономических субъектов голосовала «за» или «против» конкретного инструмента обращения, принимала как ликвидный или напрочь отвергала тот или иной, выработанный эволюцией денежной системы, вид денег.
Статистика свидетельствует, что пользователи и владельцы различных видов частных денег, чья доля составляла первоначально, в 1980-х, лишь сотые доли процента в общем экономически активном населении Земли, сейчас исчисляются если не сотнями, то по крайней мере десятками миллионов.[10] Типичное меньшинство ранних инноваторов, энтузиастов-одиночек, превратилось в массу мотивированных активных пользователей. Идеологический стимул сменился экономическим.
В мире опубликованы сотни научных работ, посвященных техническим аспектам денежных инноваций, в особенности электронных денег. При этом очень мало исследователей, дающих социально-экономический анализ явления, пытающихся выяснить причины успеха частных денежных инноваций. А эти причины кроются в экономических интересах пользователей денег, в том факте, что новые денежные инструменты в конкуренции с монополией государства за эмиссионный налог вынуждены лучше и качественнее учитывать насущные интересы экономических субъектов.
Частные деньги все чаще выступают как инструмент снижения издержек[11] и повышения эффективности бизнеса. Они улучшают занятость, укрепляют финансовое положение некогда депрессивных регионов, растят социальный капитал, в целом повышают степень удовлетворенности как экономических, так и социальных потребностей подавляющего большинства экономических субъектов.
Новые тенденции в развитии денежной сферы пока слабо изучены. При этом современный денежный механизм де-факто уже представляет собой симбиоз государственных и частных эмиссий. Обнаружен и исследуется в настоящей работе новый институциональный феномен – частные денежные системы (локальные и электронные), которые могли бы составить здоровую конкуренцию государству в эмиссионной области.
Дальнейшая разработка теории денег немыслима без учета их частной составляющей, без анализа особенностей и закономерностей обращения частных денег и формирования частных денежных систем, без определения их роли в современной экономике. Теоретические модели времен Ф. фон Хайека (1970-х гг.) должны быть осовременены с учетом доступной информации о функционировании существующих частных денежных эмиссий и их влиянии на макроэкономическую ситуацию.
Степень разработанности проблемы. Попытки изучения различных аспектов изменений, происходящих в денежных системах, имеют место как в западной, так и в отечественной экономической литературе. Вместе с тем в исследовании этой проблемы много обойденных вниманием и дискуссионных сторон.
Так, С. Ануреев[12], А. Шамраев[13], В. Юровицкий[14] и Ш. Егиазарян[15] посвятили свои работы техническим и организационным аспектам новых платежных технологий, новым формам денежных инструментов. Л. Новоселова[16] изучает юридические аспекты исследуемой в данной работе проблемы. В. Белолипецкий[17], Ю. Латынина[18], П. Карпов[19], В. Пашковский[20], Л. Пайдиев[21], И. Розмаинский[22] останавливаются на практических аспектах государственных суррогатных эмиссий. При этом авторам не удалось сравнить и оценить эффективность попыток выпуска параллельных денежных инструментов современным государством и частными эмитентами. А ведь именно при таком подходе удается найти обширный материал для сопоставлений и выводов. Каждая из работ содержит дискуссионные моменты, и диссертант вступает с ними в полемику.
Из последних работ по теме исследования, безусловно, заслуживают внимания диссертации П. Ройтберга (по специальности 08.00.13), С. Станицкого (работа посвящена т.н. «мобильным деньгам») и И. Стрелец.[23] Они посвящены информационно-технологическим аспектам инноваций в макроэкономической и собственно денежной сфере, не исследуя социально-экономический аспект наблюдаемых трансформаций.
Интерес представляет и диссертация Д. Лущаева (1999)[24], где сделана попытка введения базовых дефиниций («частные квазиденьги (денежные суррогаты)») и построения макроэкономической модели совокупного денежного и квазиденежного предложения. Однако эта диссертация построена на очень узком практическом материале.
Отдельно следует отметить ряд авторов, внесших наиболее весомый вклад в теорию и практику частных денежных и платежных систем. Это целая школа как зарубежных (Ф. Хайек, Э. Ригель[25], С. Гезелл[26], Л. Соломон[27], М. Ротбард[28], Д. Браунли[29] и др.), так и отечественных (Н. Кузнецов[30], В. Найшуль[31], М. Чичелев[32], А. Федотов[33]) экономистов, которые предложили свои, более или менее жизнеспособные, варианты и модели развития негосударственных денежных, платежных и финансовых систем.
Так, немецкий экономист С. Гезелл (1862-1930) отвергает декретную валюту, поскольку ее двойная функция инструмента обращения и накопления противопоставляет личный интерес коллективному. Цель Гезелла - возврат деньгам их изначальной роли инструмента обмена и отказ от их резервной функции, слишком часто приводившей к денежным кризисам. Средство для достижения этой цели - замена «сверху» обычной валюты валютой с отрицательной ставкой и ускоренным обращением. Однако практическая апробация идей Гезелла по внедрению валюты с негативной ставкой в современной экономике выявила их отрицательные побочные последствия (пример этого - гиперинфляция в странах Восточной Европы и Латинской Америки в 1990-х гг.).
Американский экономист Э. Ригель доказывает в своей работе (1944) необходимость замены политической денежной системы, враждебной интересу субъектов экономики, частной денежной системой. Вместе с тем, Э. Ригель оставляет открытым вопрос о том, каким образом практически осуществить переход к предлагаемой им модели децентрализованной эмиссии.
Наиболее обоснована объективность и возможность формирования денежной системы с участием частных эмитентов в работах лауреата Нобелевской премии Ф. фон Хайека,[34] который утверждает: «Люди могли бы увидеть преимущества, если бы валютам разрешили конкуренцию на благо общества». К сожалению, в современной ему экономике Хайеку недоставало практического материала для апробации своей модели.
Диссертант Ф. фон Хайека Вера Смит в своей диссертации дает блестящий анализ исторических прецедентов свободной эмиссионной деятельности (СБД) банков в Европе и в США в XIX в.[35] и приходит к выводу, что вмешательство государства в банковскую сферу стало неотъемлемой частью общепринятой системы, а призывы к СБД - продукт теории «денежного чуда». При этом Вера Смит ошибочно считает, что при любых обстоятельствах свободные эмитенты будут стремиться к неконтролируемой эмиссии и, как следствие, к гиперинфляции. Этот вывод не подтверждается современной практикой и опровергается самим фактом наличия рыночной конкуренции различных эмитентов за предпочтения потребителей, препятствующей сверхэмиссиям.
Российский экономист В. Найшуль предлагает модель авторитарного введения конкурентной многовалютной денежной системы. Эта интересная идея требует для своей реализации наличия адекватного политико-экономического контекста: свободной конвертируемости национальной валюты, устранения валютных ограничений, рыночного преодоления долларизации и суррогатизации денежного оборота, соответствующей политической воли властей и др.
Заслуживает внимания также ряд радикальных теорий: программа выпуска «суверенной валюты» Д. Лексингтона; идеи Т. Греко[36], М. Ротбарда (приватизация золотого запаса Федеральной резервной системы США) и Д. Браунли; программы реформ Дж. Сэлджина[37] и Фонда пропаганды денежного образования[38] (лишение доллара статуса обязательного к приему средства платежа), современных адептов теорий Ф. фон Хайека и С. Гезелла и др.
Давнюю историю имеют попытки создания моделей «табличных» эмиссионных стандартов. Упомянем, например, модель безденежной экономики (Л.Игир и Р.Гринфилд[39]), модель Хайека-Грэма-Гудриана[40], «валюту всемирной референции» Б. Литаера[41], концепцию ресурсных денег М. Чичелева[42]. В развитие идей указанных экономистов, в нашей работе выявлен и обоснован ряд практических шагов по переходу от господства необеспеченной системы государственных денег к смешанной государственно-частной денежной системе: обеспеченной, рыночной, демократичной.
Очень многие экономисты попросту не замечают феномена частных денег. Правда, уже имеется целый ряд примеров, когда западные исследователи рассматривают опыт по введению частных денежных систем в рамках локального анализа отдельных экспериментов, искусственно сужая объект исследования и сводя систему явлений к набору несвязанных феноменов. Так, С. Серон[43] и П. Гловер[44] описательно рассматривают функционирование систем местного обмена LETS в англоязычных странах, Э. Гран[45] пишет о скандинавском опыте, Ю. Шульдт[46] – о работе латиноамериканских частных систем. Э. Кан[47] дает ряд полезных идей по интеграции института тайм-долларов в программы государственной социальной помощи. Ж. Блан предлагает интересную классификацию т.н. «параллельных валют».[48]
Лейтмотив нынешних радикальных теорий денежного обращения – критика модели денежной системы с центральным банком и порочной практики взимания долгового процента, требования приватизации денежной сферы и возвращения индивидууму денежной свободы. Однако помимо разумной критики, экономическая работа должна содержать и обосновывать позитивную программу преобразований и реформ.
Оценивая степень разработанности проблемы в целом, следует отметить недостаточность углубленных разработок, отсутствие теоретических обобщений и объективной оценки практических достижений последних лет. Пока никем не предпринята попытка создания стройной теории, объясняющей закономерность эволюции денежной системы и возвращения в нее частных денег.
Отсутствие, на сегодняшний день, в отечественной экономической литературе углубленного научного анализа особенностей функционирования национальных денежных систем, основанных на государственной монополии денежной эмиссии, слабая изученность частных денежных систем: их экономической сущности, условий формирования и развития и их воздействия на системную реализацию и сбалансированность экономических интересов всех субъектов национальной экономики - обусловили выбор темы для докторской диссертации. Исходя из этого, диссертантом определены цель и задачи исследования, которые сформулированы следующим образом.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в решении научной проблемы реализации экономических интересов в частной денежной системе и в национальной денежной системе. Эта проблема решается в диссертации путем выявления и изучения закономерностей и социально-экономических условий для утверждения в современном обществе множественности конкурентных денежных систем, имеющих различные потребительские свойства и вследствие этого удовлетворяющих различные интересы экономических субъектов. Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
- обобщить массив научных фактов, относящихся к новым явлениям в социальной и экономической, и прежде всего в денежной, сфере, не находящих рационального объяснения в традиционных экономических научных концепциях;
- выдвинуть и обосновать гипотезу о существовании феномена частных денежных систем, научное исследование которого позволит ликвидировать обнаруженные теоретические пробелы и сделает современный научный инструментарий экономической теории адекватным наблюдаемым в денежной сфере явлениям;
- выдвинуть и обосновать положение о выделении частной денежной системы в качестве самостоятельного объекта изучения экономической теории и исследовать частную денежную систему как особый вид социально-экономической системы;
- сформировать представление об экономической сущности, структуре, формах функционирования частных денежных систем;
- изучить эволюцию, взаимодействие и взаимовлияние частной и национальной денежной системы в докапиталистическом, капиталистическом и постиндустриальном обществе;
- исследовать социальные аспекты деятельности частных денежных систем;
- выявить факторы, влияющие на интеграцию частных денежных эмиссий в экономико-правовое поле современного общества;
- оценить последствия происходящей в настоящее время смены парадигмы государственного присутствия в денежной сфере в сторону ее разгосударствления, дерегулирования и поощрения конкуренции.
Объект исследования: частные локальные денежные системы (системы местных валют) и частные электронные денежные системы в их становлении и развитии, в сопоставлении с национальной денежной системой, основанной на декретных валютах национальных государств.
Предмет исследования: социально-экономические отношения субъектов рыночной экономики в процессе реализации ими собственных экономических интересов в частной и национальной денежной системе. Методологическая и теоретическая основы исследования. В диссертации используется методологический инструментарий современной общей экономической теории. Находят отражение принципы современной неоинституциональной, неоклассической, неокейнсианской, эволюционной теорий, австрийской (неолиберальной) школы, школы новой денежной экономики.
Диссертант выдвигает, проверяет и подтверждает доказательствами гипотезу о том, что модель частных денежных систем во многих отношениях идеально отвечает интересам субъектов современной экономики, нейтрализуя в определенной степени как «провалы» рынка, так и просчеты и издержки экономической и социальной политики государства.
Методологическую основу исследования составили два подхода: диалектический и системный. Явления изучаются в развитии, динамике, с использованием законов единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Общество рассматривается как целостная динамичная социальная система, имеющая интегративный характер. Как целостная система общество антиэнтропийно; связи внутри системы выступают в виде общественных отношений, регулируемых социальными и экономическими нормами.
В диссертации используются методы экспертных оценок, социометрический и генетический подходы. Кроме того, в качестве метода научного исследования используется категориальный аппарат, наработанный правовой наукой. Работа соответствует пп. 1.1., 1.4 Паспорта ВАК по специальности 08.00.01 – Экономическая теория.
Информационная и эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили нормативно-правовые документы органов власти, министерств и ведомств РФ, стран СНГ, стран ЕС, США, ряда других стран, экономическая периодика и публицистика, монографическая и иная научная литература, диссертационные работы по отдельным темам, затронутым в работе, материалы с Интернет-сайтов ведущих частных денежных и платежных систем. Эмпирическую базу исследования составили многочисленные статистические данные, социологические исследования, экспертные оценки российских и западных участников частных денежных и платежных систем.
Научная новизна диссертации состоит в формировании системного представления о частных денежных системах, их экономической сущности, структуре и формах, а также в выявлении закономерностей их возникновения, утверждения и функционирования при достижении системой экономических интересов общества определенного уровня развития. Наиболее важные результаты, полученные лично диссертантом и содержащие научную новизну:
1) Существенно расширен понятийный аппарат современной экономической теории: уточняется понятие «частные деньги», в отечественный научный оборот вовлечены такие понятия, как «частная денежная система», «неденежная эмиссия», «система местных валют», «частная локальная денежная система», «частная электронная денежная система», «клубная квазиденежная система», «бонусная программа лояльности»:
- в работе выделяются признаки, характеризующие институт «частные деньги»; обозначены фактические носители этого института, область деятельности и взаимоотношений субъектов, регламентируемых данным институтом, степень формализации института, закрепленности его в составе нормативно-законодательной базы; тип механизмов непосредственного контроля над соблюдением норм. Частные деньги определяются в диссертации как частные обязательства эмитента принимать в качестве средства оплаты, разменивать на национальные деньги и (или) золото и (или) товарную корзину, свои новые инструменты, номинированные в национальной или международной валюте или собственной денежной единице или единице учета товара;
- введено и обосновано понятие частной денежной системы (ЧДС). Это часть наднациональной или национальной (но не государственной) денежной системы, которая: существует наравне с иными денежными системами: национальными, локальными (региональными), частными - во взаимодействии и взаимном влиянии; характеризуется цельностью, устойчивостью и открытостью; характеризуется наличием эмитента (администратора и/или создателя системы), который устанавливает наименование денежной единицы, служащей масштабом цен; виды денежных знаков, порядок их выпуска в обращение и характер обеспечения; формы и условия платёжного оборота и обращения частных денег; статус субъектов системы; порядок взаимодействия с конкретными иными денежными системами, включая национальные, поддерживает единство и относительное постоянство стоимости денежной единицы и эластичности механизма ДС; может существовать как в наличной форме банкнот и купюр (частные локальные денежные системы, ЧЛДС), так и в безналичной, в т.ч. электронной, форме (частные электронные денежные системы, ЧЭДС), как с привязкой стоимости денежной единицы к любой из национальных валют или корзин товаров, так и без нее, как в рамках национального государства, так и вне этих рамок;
- установлена соподчиненность и взаимосвязь понятий «частная денежная система» и «национальная денежная система»: частная денежная система, являясь, с одной стороны, подсистемой национальной денежной системы, с другой стороны сама является сложной социально-экономической системой;
- выявлено и обосновано принципиальное различие между понятиями «платежная система» и «денежная система» применительно к частным деньгам, а именно раскрыта важность таких качеств (проявляющихся у денежной системы в отличие от платежной), как отрыв от государственной денежной единицы, наличие замкнутого, без выхода в национальные деньги, товарооборота и даже, в самых передовых системах, рынка капитала в новой валюте, четко кодифицированные отношения внутри системы и с окружающей средой (легитимизация, институционализация), а также внешний, независимый от эмитента, механизм контроля участников над работой системы;
- дано авторское определение неденежных эмиссий, выявлена экономическая сущность феномена государственной эмиссии суррогатов. К суррогатной неденежной эмиссии отнесены финансовые и бюджетные инструменты, удовлетворявшие следующим условиям: неденежная форма; отсутствие мгновенной ликвидности (возможности безусловно продать инструмент за деньги по номиналу); непринадлежность к государственным (суверенным) займам; всероссийский характер обращения; неограниченный круг потенциальных владельцев (держателей, индоссантов); наличие функции платежного средства и/или средства взаимозачета; принудительность приема контрагентами, в т.ч. по причине директивной (безальтернативной) природы инструмента; высокие дисконты при вторичном обращении. В качестве основной причины распространения неденежных эмиссий показан сложившийся монополистический, структурно неравноправный, нерыночный характер большинства экономических взаимодействий. Обоснован вывод о том, что любые попытки принудительного введения властями денежных суррогатов – расчетных средств с ухудшенными характеристиками – усугубляют экономические проблемы, ухудшают налоговую дисциплину, усиливают недоверие экономических субъектов к национальной валюте.
2) Внесен научный вклад в развитие теории экономических интересов:
- выдвинута и обоснована авторская концепция трехзвенной структуры системы экономических интересов, включающей интересы государства (в свою очередь, подразделяемые на три подгруппы: общественно-экономические, или интересы интеграции, иррациональные бюрократическо-властные, или интересы саморазвития госсистемы, наконец, интересы самоконтроля и оптимизации), групповой и личный интерес,
- выдвинуто и обосновано положение, согласно которому при определении главного общественного интереса не фетишизируется ни одна из социальных ролей индивида (производство, потребление и т.д.);
- на основе изучения эволюции роли государства в регулировании денежных отношений общества уточнена его экономическая сущность как одного из образующих социально-экономическую систему субъектов, объединяющего в себе функции участия в процессе экономической деятельности и его регулирования, преследующего собственные экономические интересы, не тождественные интересу общества.
3) Доказана закономерность возникновения и утверждения современных частных денежных систем как средства для реализации экономических интересов:
- представлена концепция эволюционно-революционного развития денежной системы общества с позиций теории экономических интересов;
- обоснован тезис о том, что противоречия между частными, групповыми и государственными интересами, выражающиеся в конкурентной борьбе частных денежных систем и систем государственных национальных декретных валют, явились главной движущей силой этого развития;
- выявлены взаимодействия частного, группового и государственного интереса в связи с утверждением частных денежных систем, в том числе раскрыты проблемы обеспечения гражданских прав и свобод, сбора налогов, управляемости экономикой и др.;
- обоснован вывод о комплексном благотворном социально-экономическом воздействии утверждения частных денежных систем на реализацию личного, коллективного (группового) и общественного экономического интереса и разрешение противоречий между ними.
4) Определено место, выявлена роль и раскрыта проблематика функционирования частных денежных систем в системе рыночных отношений:
- обоснованы критерии классифицирования и проведена классификация частных денежных систем, включающих в себя частные локальные денежные системы[49] и частные электронные денежные системы[50];
- сформулированы и раскрыты основные принципы технической организации частных денежных систем (ЧДС);
- доказан конкретный вклад ЧДС в решение таких социально-экономических проблем, как: преодоление социального отчуждения, снижение безработицы, уменьшение долгового бремени экономических субъектов и бремени госрасходов, сохранение местных и региональных экономик, экологизация сферы производства и потребления, внедрение принципа социальной ответственности;
- на практических примерах целого ряда стран (Великобритания, Австралия, Бразилия, США и др.) доказана возможность сосуществования и взаимовыгодного, неконфронтационного взаимодействия частных денежных систем с государством и национальной денежной системой.
5) Обоснован прогноз о вероятном развитии тенденций дерегулирования, демонополизации и разгосударствления денежной и эмиссионной сферы в целях достижения ее максимальной рыночной эффективности:
- выдвинут и доказан тезис о том, что частные денежные системы эффективно устраняют социальную несправедливость присущего госденьгам эмиссионного налога (сеньоража);
- вскрыта закономерность так называемой «денежной революции» – качественных революционных изменений в состоянии современной денежной системы и ее элементов, вызванных прогрессом технологий и феноменом глобализации;
- обоснован вывод о наличии у частных электронных денежных систем ряда конкурентных преимуществ над денежными системами, основанными на государственных декретных деньгах, таких, как меньшая подверженность кризисам, мгновенность и простота расчетов, сверхнизкие трансакционные издержки и т.п.; при этом объективно обозначены и комплексно исследованы существующие наряду с позитивными негативные аспекты «денежной революции» и даны рекомендации по преодолению и профилактике связанных с ними системных рисков;
- выявлен глобальный и массовый характер распространения частных денежных систем, доказано, что за 1990-е годы произошел их качественный переход из состояния разрозненных маргинальных экспериментов в статус институированного, укорененного в современной социально-экономической системе явления;
- выдвинуты и аргументированы положения о неизбежности утверждения различных валют, в том числе и частных, в качестве расчетных и платежных единиц на различных рынках, и о возможности перехода определенных рынков в область преимущественного обслуживания частными валютами;
- доказан тезис о переходе частной электронной денежной системы на качественно новый уровень развития при появлении в ней функции рынка капитала.
6) выдвинута и обоснована гипотеза о предстоящем росте влияния утверждающихся частных денежных систем на международные экономические отношения:
- выдвинута и научно обоснована гипотеза о неизбежности кризиса существующей системы налогообложения в силу межстрановой налоговой конкуренции и эрозии национальных границ при общем использовании в расчетах частных электронных денег;
- сделан вывод о том, что декретные необеспеченные госвалюты (доллар, евро и др.) неизбежно потеряют монополию в роли резервной валюты и средства международных расчетов и будут заменены конгломератом национальных и частных электронных валют, в том числе эмитируемых глобальными ТНК, имеющих товарное и ресурсное обеспечение;
- доказан тезис о принципиальной легитимности новых частных денежных и платежных систем на примере стран Европейского союза, США и России;
- обобщен авторский опыт адаптации к законодательству РФ и запуска на территории России системы местных валют Bartercard, действующей в 16 странах мира.
7) Критически осмыслен генезис теории частных денег в мировой экономической теории, при этом вовлечены в российский научный оборот ранее не издававшиеся на русском языке труды С. Гезелла (Швейцария) «Естественный экономический порядок», (1900 г.), Э. Ригеля (США) «Деньги частных предприятий: неполитическая денежная система» (1944 г.) и ряда других авторов.
8) Выявлены и формализованы типичные случаи функционирования бонусных программ лояльности в клубных квазиденежных системах.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
В целом в диссертации разработаны теоретические положения, совокупность которых представляет собой определенное достижение в развитии либерального научного направления экономической мысли. Ряд разделов диссертации носят методологический характер. В этом качестве диссертация углубляет исследование системы экономических интересов и денежной системы общества. Вносится определенный вклад в институциональную и эволюционную теории, теорию государственного регулирования экономики. Основные выводы и теоретические положения диссертации могут быть востребованы при совершенствовании учебных пособий и лекционных курсов по экономической теории. Отдельные выводы и положения диссертации применимы также по таким дисциплинам, как «Денежное обращение и кредит», «Международные валютно-кредитные отношения» и «Финансовое право».
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертации положения могут быть востребованы при разработке стратегических программ экономической политики в области регулирования эмиссионной деятельности, при разработке конкретных нормативно-правовых актов, при создании новых частных денежных систем. Разработанная диссертантом система понятий применима для анализа процессов реформирования экономики России.
В целом на защиту выносится совокупность выводов и предложений, которые:
- закладывают теоретические и методологические основы исследования экономической природы частных денежных систем как объекта современной экономической теории;
- формируют авторскую концепцию становления и развития частных денежных систем с учетом эволюции государственных институтов, технологической революции и динамически изменяющихся потребностей и интересов экономических агентов;
- разрабатывают новый подход к исследованию развития экономических институтов в денежной сфере с позиций эффективности согласования экономических интересов рыночных субъектов.
Апробация. Апробация выводов, положенных в основу диссертации, имела место в 2002-2005 гг. в ходе дискуссий на заседаниях Большого Ученого совета в Финансовой академии при Правительстве РФ. Кроме того, 24 марта 2003 г. основные изложенные в диссертации положения были апробированы в ФА в ходе ежегодной Студенческой научно-практической конференции. На Итоговой конференции 8-й ежегодной научной студенческой дискуссии по актуальным проблемам денежного обращения, кредита, банков 1 апреля 2004 г. в ФА уже 5 докладов были посвящены теме диссертации А. Генкина, а 3 из них: доклады М. Афанасьевой «Можно ли отделить деньги от государства?», В. Кравчук «Феномен частных денег» и Г. Бояхчяна «Роль электронных денег в современной экономике» - были непосредственно подготовлены с использованием публикаций диссертанта. 28 сентября 2004 г. авторский доклад на тему диссертации стал ключевым выступлением на организованном кафедрой экономической теории Финансовой академии семинаре «Новые деньги в современном мире». Активное участие в обсуждении доклада приняли ведущие ученые-экономисты из ФА, РЭА им. Г.В. Плеханова и других столичных вузов. 1 октября 2005 г. диссертантом была прочитана лекция на тему «Частные деньги» студентам 3-го курса РГГУ. Идеи автора также апробировались на организованном кафедрой экономической теории ФА научно-теоретическом семинаре «Новая экономика» на тему: «Интернет как электронная среда бизнеса», который состоялся 19 октября 2005 г.
Апробация идей, положенных в основу диссертации, также осуществлялась диссертантом в 2003-2005 гг. в качестве официального консультанта ЗАО «Бартеркард».[51] Была проведена адаптация механизма и правил работы головной системы Bartercard, действующей в условиях англо-саксонского права, к российским реалиям, и в марте 2004 г. легитимно осуществлен запуск системы в России.
На основе диссертации подготовлена программа семинарских занятий по теме «Денежные суррогаты и электронные деньги», которые регулярно проводятся в АНО «Столичный центр «Образование и Карьера», а также цикл семинаров «Частные деньги: практическое применение», проводимый ООО «Новадэйз», известным организатором бизнес-семинаров по тематике корпоративного управления.
Диссертантом подготовлена по теме работы глава «Денежная система современной России», для монографии «Эффективный экономический рост: теория и практика», выпущенной в 2001 г. в ФА при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №98-02-02-208). Монография рекомендована в качестве учебного пособия по курсу «Экономическая теория» к разделу «Макроэкономика».
Структура и объем диссертации. В диссертации объемом 372 страницы содержатся 17 таблиц, список использованной литературы, включающий 671 наименование. Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными перед исследованием.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 1. Система экономических интересов и деньги как механизм ее реализации.
Общие принципы построения и функционирования систем
Сущность и особенности формирования и развития социально-экономических систем
Система экономических интересов как реальная форма существования социально-экономических систем
Институциональные рамки взаимодействия экономических субъектов в рамках социально-экономических систем
Деньги как объект экономических интересов всех хозяйствующих субъектов общества
1.6. Эволюция функций, форм и видов денег: обоснование современной концепции
1.7. Современная денежная система с точки зрения экономической теории
1.8. Частная денежная система в общей денежной системе страны
1.9. Платежные системы. Электронные платежные системы. Их классификация
Глава 2. Разгосударствление денежной сферы и создание предпосылок для конкурентного предложения денег.
2.1. Монополия государства в денежной сфере и эмиссионный налог
2.2. Свобода эмиссионной и банковской деятельности: теория и практика
2.3. Модели негосударственных денежных эмиссий С. Гезелла, Э. Ригеля и Ф. Хайека
2.4. Критика современных государственных денежных систем и предложения по их реформированию
2.5. Частные денежные системы в современной экономической литературе
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ЧАСТНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ.
Глава 3. Российский опыт эмиссии денежных заменителей «сверху».
3.1. Особенности формирования денежной системы России в первые годы рыночного реформирования
3.2. Сущность и формы «неденежной эмиссии»
3.3. Теория обращения денежных суррогатов
Глава 4. Системы местных валют как стихийный ответ экономики на процессы глобализации.
4.1. Закономерность возрождения и утверждения систем местных валют (СМВ) на современном этапе
4.2. Классификация и сравнительный анализ различных видов негосударственных валют
4.3. Анализ функционирования СМВ в качестве социально-экономической системы
4.4. Интересы и мотивация участников СМВ
4.5. Удовлетворение социальных потребностей в СМВ
4.6. СМВ и региональные интересы: развитие местных мультивалютных систем
4.7. Исследование практического опыта крупнейших действующих СМВ
4.8. Бонусные программы лояльности в клубных квазиденежных системах.
4.9. Место СМВ в современной экономике
Глава 5. Электронные частные денежные системы как выработанный эволюцией конкурентный механизм удовлетворения экономических интересов в денежной сфере.
5.1. Предпосылки утверждения электронных денег: требования к электронным платежным системам
5.2. Распространение денежных инноваций
5.3. Основные модели организации систем электронных денег
5.4. Система Webmoney Transfer – первая частная денежная система со встроенным рынком капитала
5.5. Организация работы венчурной биржи INDX с инвестициями в новой валюте
5.6. Новые субъекты денежной системы и интересы участников денежной сделки
5.7. Количественная оценка потенциала рынка частных платежных и денежных систем
Глава 6. Национальная и частная денежная система: конкуренция и взаимовлияние.
6.1. Анонимность денежных сделок в системе интересов экономических субъектов
6.2. Легитимность частных локальных денежных систем и интересы участников
6.3. Интеграция новых денежных инструментов в существующую экономико-правовую систему
6.4. Неизбежность приватизации денежной сферы
Глава 7. Кризис мировой финансовой системы и замещение доллара в роли мировой резервной валюты
7.1. Условия и факторы качественных изменений в денежной сфере
7.2. Кризис современной мировой финансовой системы, основанной на долларе
7.3. Невозможность замены доллара на евро
7.4. Обеспечение современных валют
7.5. Товарное наполнение частных денежных систем
7.6. Негосударственные валюты и МВКО
Заключение
Приложение 1. Авторская классификация денежных и неденежных инструментов
Приложение 2. Хронология денежных инноваций
Приложение 3. Список принятых в работе авторских сокращений
Библиография
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ.
В современной экономической науке имеют место попытки пересмотра, казалось бы, незыблемых понятий о сущности и роли денег в обществе. Формирование экономической политики в области развития денежной системы страны невозможно без учета экономических интересов всех ее субъектов и их согласования. Гражданские инициативы по осуществлению денежных реформ – ценный для всего общества инновационный механизм выявления и удовлетворения базовых экономических потребностей субъектов рынка.
В работе обосновывается авторское видение современного этапа эволюции денежной системы – от необеспеченных государственных денег, оторванных от товарного обеспечения, приводящих к инфляции и социальному неравенству, - к конкурентному сосуществованию государственных и множественных частных денежных систем. В диссертации исследуются идеология и практика развития частных локальных и электронных денежных систем, борьба за эмиссионный доход, происходящая на наших глазах «денежная революция» - изменение видов, функций и роли денег. На основе изучения инноваций в области денежного обращения, вводится модель частной денежной системы; описывается ее соотносимость с понятиями платежной системы и финансовой системы; рассматриваются основные аспекты деятельности ряда ведущих отечественных и зарубежных частных денежных и платежных систем; исследуются экономические мотивации и интересы сообщества участников таких систем; подчеркивается наличие у новых денежных систем функций кредита и рынка капитала; делается прогноз о замещении доллара в качестве мировой резервной валюты и возможности реализации сценария будущего перехода мировой финансовой системы на использование частных резервных валют.
Нами выделяется 6 групп проблем, которые исследуются в диссертации.
Система экономических интересов общества и деньги как механизм их опосредования.
Интерес мы определяем как реальный, обусловленный отношениями собственности и принципом экономической выгоды, мотив и стимул социальных действий по удовлетворению динамичных систем индивидуальных потребностей. Это причина и условие взаимодействия и саморазвития экономических субъектов.
Главный интерес должен учитывать все экономические роли субъекта. Главный интерес общества – квинтэссенция реальных личных интересов, объективно ведущих к его прогрессу и социально-экономической гармонизации. Он объективен и деперсонифицирован, вербализуется и корректируется научным сознанием, воспроизводится массовым сознанием. Главный интерес не отражает узких групповых приоритетов, его объектом является весь процесс воспроизводства. Он мобилен и динамичен в распознании и материализации новых общественных потребностей (информатизация, экология, социализация), преобразуя их в объект и источник развития системы экономических интересов.
Изучение экономических интересов предполагает системность, в которой эта категория была бы охарактеризована адекватно ее экономической природе.
В рыночной экономике все экономические взаимосвязи и взаимоотношения субъектов экономики осуществляются через деньги. Деньги - это общественный механизм опосредования экономических интересов. В настоящей работе мы исследуем денежную сферу как область проявления и реализации экономических интересов. В ее изучении очевиден тот факт, что интересы общества ни в коей мере не отождествимы с интересами государства. Это в полной мере относится и к вопросу государственной монополии на выпуск и контроль над обращением денежных средств (эмиссионной монополии).
Эмиссия денег, став монопольной функцией властей, привела к гипертрофии института государства. Погоня за эмиссионной выгодой толкает и других субъектов экономики на эмиссию собственных платёжных средств. Присвоив вначале сеньораж (эмиссионный налог), они позднее сталкиваются с теми же трудностями, что и государство: поддержание резервов, обеспечение ликвидности, борьба с подделками. Эмиссионный налог увеличивает социальную несправедливость и расслоение общества. Его будут платить лишь те, кто не может от него уклониться. В нынешнем обществе это слои населения, в силу разных причин лишенные выбора удобного лично им средства обращения и платежа.
Социально-экономические негативные последствия нерыночной монополии на рынке предложения денег многообразны: это инфляция, эрозия системы социального обеспечения, ухудшение уровня жизни населения, кризисы госдолга как развитых, так и развивающихся стран, стагнация экономики из-за нехватки оборотных средств, консервация отсталых регионов, раздувание милитаристских и иных программ государственных расходов за счет и вопреки интересам налогоплательщиков и т.д. Политическая составляющая эмиссионной монополии – это новый тоталитаризм, полный контроль над жизнедеятельностью индивида через денежную сферу.
Деньги изначально служат экономическим интересам общества. Деньги, контролируемые и узурпированные государством, перестают служить целям гармоничного развития общества. Закономерно, что им на смену приходят другие деньги, которые снова начинают удовлетворять реальные общественные потребности и служат интересам большинства экономических субъектов. Институт денег на протяжении своего существования претерпевает эволюцию, в терминах которой государственные деньги – лишь одна из ветвей, и, вероятно, не самая потенциально жизнеспособная. Отождествление понятия «деньги» с понятием «национальная денежная единица страны, эмитируемая государственным центральным банком» безвозвратно уходит в прошлое.
В исследованиях все большего количества современных экономистов (упомянем Дж. М. Кейнса, М. Фридмена, Ф. Хайека и др.) и правоведов, посвященных анализу товарно-денежных отношений, деньгами признаются виды имущества (финансовые активы), которые могут использоваться и фактически используются в обороте в качестве средства обращения и средства платежа и принимаются всеми участниками оборота в уплату за товары и в погашение долгов. Понятие денег формируется как производное от выполняемых функций. Оно шире по своему содержанию, чем понятие законного платежного средства. В развитие этих взглядов выдвигается ряд исследуемых в диссертации постулатов:
В качестве главной функции денег выделяется функция опосредования сложного товарообмена.
Денежность рассматривается как континуум, степень денежности определяется полнотой наличия в конкретном платежном инструменте тех или иных классических функций денег. Можно говорить о «шкале степени денежности» тех или иных инструментов.
В постиндустриальном обществе произошла эрозия понятия «деньги». Разные инструменты в разных ситуациях выполняют различные денежные функции.
Деньги могут быть эмитированы не только национальным государством и уполномоченными им коммерческими банками, но и иными, частными, эмитентами. Частные деньги были в прошлом и существуют сейчас.
Частные деньги могут быть необеспеченными, как современные национальные деньги, и могут быть обеспеченными товаром, как деньги прошлых эпох.
Денежные инструменты, в том числе и в электронной форме, номинированные не в национальных денежных единицах и/или обращающиеся, инвестируемые и отдаваемые в кредит без размена на национальную валюту, - несомненно, являются деньгами, притом не менее денежными, чем рубли Центрального банка РФ или доллары Федеральной резервной системы (ФРС) США. Появление частным образом эмитированных электронных денег - следующий этап эволюции денежной системы после декретных необеспеченных национальных денег (fiat money).
Денежные системы - исторически сложившиеся формы организации денежного обращения отдельных стран, регламентированные в общегосударственном или надгосударственном (пример Европейского сообщества) масштабе.
Базовыми характеристиками денежной системы являются денежный режим (система ожиданий публики и образцы поведения властей, поддерживающего такие ожидания) и конституционный режим (система ограничений денежной политики государства: операционных, устанавливающих правила поведения, и функциональных, определяющих сферы, где вмешательство государства вообще возможно).
В диссертации разрабатывается гипотеза, по которой, поскольку инициируемые властями развитых стран реформы раз за разом не справляются с задачами стабилизации денежного обращения, обуздания инфляции и предоставления экономике надежного средства расчетов, то навстречу инициативе сверху возможна инициатива снизу, исходящая от самих экономических субъектов и приводящая к появлению новых платежных средств, новых денежных инструментов и новых элементов денежной системы общества.
В работе исследуется структура современной денежной системы и дается определение ее элементов.
Электронные деньги - это информация, генерируемая любым экономическим агентом, передаваемая любыми способами электронной коммуникации и исполняющая роль купюр и монет при произведении платежей как в интернете, так и вне его (в офлайне).
Платежная система (ПС) – это согласованный способ перевести стоимость от покупателя к продавцу в ходе сделки. Вкупе с правилами и процедурами, ПС обеспечивает инфраструктуру для перевода денег от одного субъекта экономики другому.
Целый ряд происходящих в денежной сфере изменений не поддается полному и достоверному описанию при помощи существующего инструментария экономической науки. Необходимо увидеть и описать новые сущности, объективно присутствующие в экономике. Для этого на базе нашего, модифицированного определения понятий «деньги» и «электронные деньги» и уже существующих в экономической науке дефиниций понятий «денежная система» и «платежная система», мы вводим два новых понятия, с помощью которых описываем происходящие в денежной сфере перемены:
Частные деньги – частные обязательства эмитента принимать в качестве средства оплаты, разменивать на национальные деньги и (или) золото и (или) товарную корзину, свои новые инструменты, номинированные в национальной или международной валюте или собственной денежной единице или единице учета товара.
Частная денежная система (ЧДС) – это часть наднациональной или национальной (nota bene – не государственной) денежной системы, которая:
существует наравне с иными денежными системами: национальными, локальными (региональными), частными и иными - во взаимодействии и взаимном влиянии,
характеризуется цельностью, устойчивостью и открытостью,
характеризуется наличием эмитента (администратора и/или создателя системы), который устанавливает наименование денежной единицы, служащей масштабом цен; виды денежных знаков, порядок их выпуска в обращение и характер обеспечения; формы и условия платёжного оборота и обращения частных денег; статус субъектов системы; порядок взаимодействия с иными денежными системами, включая национальные, поддерживает единство и относительное постоянство стоимости денежной единицы и эластичности механизма ДС.
может существовать как в наличной форме банкнот и купюр (частные локальные денежные системы, ЧЛДС), так и в безналичной, в т.ч. электронной, форме (частные электронные денежные системы, ЧЭДС), как с привязкой стоимости денежной единицы к любой из национальных валют или корзин товаров, так и без нее, как в рамках национального государства, так и вне этих рамок.
В работе подробно рассматривается институт «частные деньги».
Каждый институт может быть охарактеризован с помощью следующих признаков[52]:
- тип субъектов, которые признана охватывать или на которых распространяется данная норма (тип номинального носителя института): в нашем случае это участники товарно-денежного оборота: частные лица, коммерческие и некоммерческие организации, объединения экономических субъектов, муниципалитеты и др.
множество субъектов данного типа, фактически соблюдающих данную норму (фактический носитель института): в нашем случае это сообщества пользователей существующих частных локальных и частных электронных денежных систем;
- сфера принятия решений, область деятельности и взаимоотношений субъектов, регламентируемых данной нормой: отношения участников частных денежных систем по поводу совместного и взаимовыгодного использования согласованных инструментов, выполняющих одну или несколько функций денег;
- время возникновения, период действия (устойчивости) института: определяется границами временного и пространственного существования конкретных частных денежных систем;
- степень формализации института, закрепленности его в составе нормативно-законодательной базы (является различной в зависимости от конкретной страны и принятой ею правовой доктрины);
- тип механизмов непосредственного информирования затрагиваемых данным институтом субъектов о данной норме: в нашем случае, в отсутствие нормативно-обязательного характера института, информирование является частью целевой деятельности вновь создаваемых и действующих частных денежных систем по расширению количества фактических носителей института;
- тип механизмов непосредственного контроля над соблюдением норм (в случае частных денег складывается из трех составляющих: формальное право национальных государств, неформальное право, регламентирующее деятельность самих систем и обязательное для исполнения их участниками, наконец, неформальное право, применяемое самоорганизующимися участниками таких систем, в которых в ходе трансакций происходит становление своих «обычаев делового оборота» и «правил игры»).
Следуя диалектическому методу познания, новое (частная денежная система) рассматривается в диссертации в противоречивом взаимодействии и взаимовлиянии со старым (государственная национальная денежная система).
2. Взаимодействие частных и национальных денежных систем.
Нынешняя денежная система - монолитна. Почти все развитые страны имеют единую систему национальных валют. Почти во всех странах коммерческие банки группируются вокруг центрального управляющего органа типа Федеральной резервной системы США, наделенного монопольным правом денежной эмиссии. Такие монопольные системы, построенные на присвоении государством эмиссионного налога в целях удовлетворения государственных интересов, резко сопротивляются переменам и инновациям.
В диссертации впервые исследуется эволюция денежного обращения и денежных систем с позиции парадигмы конкурентной борьбы за существование частных и государственных денег. История человечества начинается с появления множества частных товарных денег. С рождением и утверждением власти государства берет свое начало история национальных монопольных денег. Формирование централизованной денежной системы и завоевание государством монопольных позиций в денежной сфере происходит в европейских странах в ожесточенной схватке с банками – эмитентами частных денег.
В работе рассматривается развитие процесса взаимовлияния частных и государственных денег. На начальном этапе общее развитие денежной системы проходит такие стадии, как: прямой товарообмен; выделение нескольких конкурентных товаров - местных бартерных эквивалентов; наконец, выделение золота (серебра) как всеобщего товарного эквивалента. На следующей стадии идет уже параллельное развитие частных и государственных денег. С одной стороны, происходит появление первых меняльных контор – их расписки ходят в качестве частных денег – с дальнейшим преобразованием этих меняльных контор в банки. Одновременно идет формирование национальных государств и образование национальных государственных денег. На следующем этапе (XVIII-XIX вв.) в ходе конкуренции частных и государственных денег последние временно одерживают победу над первыми и становятся преобладающим типом денежной системы в развитых странах. Результатом этой победы явилось формирование систем с центральным банком и монополизация эмиссии национальными государствами; система конфискационных и запретительных мер сделала частную эмиссию невозможной (нелегитимной).
Государство запрещает частные деньги, казалось бы, навсегда. Но в кризисные моменты именно они, появляясь как бы из ниоткуда, снова и снова спасают экономику пораженных кризисом стран, помогая в удовлетворе6нии потребностей частных субъектов экономики. Кризисы при демонтаже капитализма и переходе к постиндустриальному обществу дают частным валютам новое рождение. На современном этапе мы являемся свидетелями приватизации денежной сферы частными электронными и локальными валютами, а в ближайшем будущем частные валюты электронных денежных систем могут поспорить с ведущими национальными валютами за роль мировой резервной валюты.
В диссертации изучаются вопросы разгосударствления денежной сферы и создания предпосылок для перехода от национальной денежной системы с центральным банком к системе конкурентного предложения денег. Новые частные электронные деньги имеют свои механизмы контроля и обладают внутренней потенцией к автономизации, «превращению из субъекта государственного управления в надгосударственный институт» (термин В. Юровицкого[53]), для которого государство не контролер, не хозяин, но всего лишь один из субъектов рыночной среды.
Экономике большинства развитых европейских стран XVI - первой половины XIX века была присуща естественно сложившаяся модель свободной банковской деятельности (СБД). В этой модели учреждение эмиссионных банков разрешено законом на общих основаниях и ограничено лишь доверием к новому банку публики, принимающей его банкноты. Ни один банк не может принудительно придать своим банкнотам форму денег и курс, объявив их законным средством платежа. В диссертации рассматривается опыт СБД в ряде европейских стран и Америке. После подробного анализа и авторской оценки аргументов сторонников и противников СБД в диссертации обосновываются следующие выводы. СБД в принципе: 1) неинфляционна (не ведет к сверхэмиссии банкнот); 2) не способствует ценовой неопределенности; 3) не порождает денежного неравновесия или колебаний ценности денег; 4) не создает условий для нестабильности и бегства депозитов; 5) не ведет к неэффективному использованию ресурсов.
Рынок - действенный механизм предложения денег. Но когда власти решают уничтожить режим СБД, они (к несчастью) добиваются реализации своих интересов, выгадывая за счет монопольной эмиссии и обесценения валюты, в ущерб интересам большинства экономических субъектов.
Суть взаимодействия государственной и частной денежной системы – разрешение противоречий, возникающих между интересами государства и всех остальных экономических агентов.
Отсюда следует: 1) необходимость углубления понимания сути денег, их места и роли в современной экономике; 2) необходимость и закономерность разрушения монополии государства в денежной сфере посредством формирования и развития системы частных денег, ставящих государство в относительно равные конкурентные условия.
продолжение
• |
В Сети существуют сервисы, называемые интернет-банками. В них буквально за несколько минут вы можете открыть виртуальный счет с возможностью получения на него безналичных платежей из любого банка мира. |
• |
Награды в номинации "Best Product Launch Compaign 2008" ("Лучший запуск проекта 2008") удостоена Ирина Алабина, Директор по маркетингу компании ОСМП. Награждение состоялось на ежегодной конференции Института Адама Смита... |
• |
Платежная система "Единый Кошелек" предложила юзерам новенькую версию клиентского приложения для мобильных телефонов. Функционал "W1 Java Mobile" существенно расширен по сопоставлению с предшествующей версией. Юзеры получили возможность сохранять... |
• |
Система WebMoney Transfer анонсировала ряд существенных изменений в свое Соглашение о трансфере имущественных прав цифровыми титульными знаками. Начиная с 1 августа 2008 года обслуживание WMID обменных пунктов, производящих операции... |
• |
Все время, пока существуют деньги, существуют и те, кто стремится заполучить их нечестным путем. У "карманников", шулеров и воров есть собратья и в Сети. У них такое же мышление и такой же внутренний менталитет: "лучше украсть, чем заработать". |
|